В апреле 2019 г в журнале Точка опубликовано интервью с генеральным директором ГК «Авангард» Цацуриным Аркадием Владимировичем о маркировке товаров.
В ходе беседы с журналистом, были подняты основные темы по маркировке и прослеживаемости товаров
Вопросы и ответы
– Аркадий Владимирович, в чем суть единой системы маркировки товаров?
– Мы переходим к цифровой экономике, и создание Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров – еще одно звено в цифровизации. Именно этой теме была посвящена конференция производителей кассовой техники «Цифровая эволюция», которая проходила в Москве с 18 по 21 марта.
Среди ее участников, обсуждавших актуальные вопросы перехода на новую систему, были представители Минпромторга и Центра развития перспективных технологий, ведущие производители контрольно-кассовых аппаратов.
Система обязательной маркировки подразумевает идентификацию каждой единицы товара, которой будет присваиваться и наноситься уникальный защищенный код (марка). Это позволит контролировать путь продукции по всей цепочке – от производителя – от производителя до конечного покупателя. Код маркировки уникален, двух одинаковых не существует, он используется однократно и после вывода из оборота удаляется из системы.
Уже определен единый оператор национальной системы маркировки товаров – это Центр развития перспективных технологий, в задачи которого входит регистрация в системе всех участников оборота маркированной продукции от производителей до розничного продавца, разработка типов марок и способов их нанесения, производство и передача марок заказчикам в электронной форме, а также хранение и обработка информации о продукции, ее движения и об участниках оборота маркированной продукции.
– С какой целью вводится новая система?
– Единая система маркировки предназначена обеспечить прозрачность рынка, избавить его от контрафактной, недобросовестной конкуренции. Не секрет, что легальные производители несут значительно большие затраты и не могут конкурировать с нелегалами. Недобросовестные производители смогут больше прибегать к серым схемам, уклоняться от налогов и реализовывать свою продукцию должным будут либо уйти с рынка, либо играть по правилам. Законопослушные предприниматели от этого только выиграют. Как и потребители, которые смогут приобретать легально произведенные и качественные товары.
– Поясните, при чем тут кассовые аппараты, как будет работать механизм системы обязательной маркировки?
– Система разработана таким образом, что вывод, или «выбытие», маркированной продукции из оборота обеспечивается в местах розничной продажи именно через контрольно-кассовые аппараты. Считанная с помощью двухмерного сканера марка попадает через онлайн кассу к оператору фискальных данных, который распределяет полученную информацию в соответствующие ведомства, контролирующие движение товара, а также передает ее единому оператору системы маркировки товара.
– На какие группы товаров будет в первую очередь распространяться новшество?
– Уже с марта этого года началась маркировка сигарет и табачной продукции (кроме сигар): производители обязаны наносить специальную метку в виде QR кода размером 9x9 мм на каждую пачку. Это и есть марка. На импортный товар марка должна быть нанесена до поступления на таможню. С июля маркированная табачная продукция может продаваться в розницу только с использованием кассовой техники с поддержкой передачи информации о маркированной продукции и оборудованной двухмерным сканером.
С июля начнется маркировка обуви, с декабря – одежды и шин. В 2020 году планируется маркировать лекарства (январь), парфюмерию, молочную продукцию, радиотехнику… соответственно, кассовое оборудование, которое применяется в местах реализации таких товаров, должно быть к этому готово.
Для лекарственных препаратов, с выводом которых могут возникнуть сложности, поскольку некоторые из низ реализуются бесплатно, разрабатывается специальное оборудование – регистраторы выбытия. Они будут устанавливаться в аптеках, больницах, поликлиниках, фельдшерских пунктах.
К 2024 году планируется создание сквозной системы маркировки всех основных групп товаров. Если участники оборота маркированной продукции не будут в ней зарегистрированы, то они просто не смогут реализовать свой товар
– Как предполагается поступать с продукцией со складов, которая подлежит маркировке, но была выпущена без идентификационных кодов?
– Табачную продукцию, выпущенную до марта 2019 года, разрешено реализовывать без маркировки еще год, до июля 2020-го. После этого продажу немаркированного товара запретят. Предполагается, что обувь и одежду можно будет маркировать в самих точках продаж. По остальным товарам вопросы еще прорабатываются
– Что следует сделать ритейлерам, то есть предприятиям розничной торговли, занимающимся реализацией товаров, подлежащих маркировке, чтобы не столкнуться с проблемами?
– Прежде всего они должны убедиться, что контрольно-кассовая техника, которой оборудованы торговые места, может быть адаптирована для работы в системе маркировки, т.е., способна будет обеспечить выбытие маркированной продукции. Как правило, большинство современных онлайн-касс можно адаптировать к новым требованиям, внедрить систему передачи марок, обновив программное обеспечение. Кроме того, придется приобрести дополнительное оборудование - двухмерные сканеры штрих-кодов, которые подключаются к онлайн-кассе и автоматически считывают марки. Также для работы в системе маркировки необходима электронная цифровая подпись.
Центр развития перспективных технологий разрабатывает для каждого вида товаров свои виды марки, методы ее нанесения и способы считывания. Все параметры будут указаны в соответствующих постановлениях правительства на каждую группу товаров непосредственно перед введением на них маркировки.
– К чему еще должны быть готовы предприниматели?
– С июля 2020 года придется обеспечивать не только вывод, но еще и приход маркированной продукции, причем исключительно через электронную систему документооборота, к которой необходимо будет подключиться. Если кассовые места не оборудованы компьютерной техникой, придется организовывать компьютеризированное рабочее место для обеспечения прихода товара с использованием электронного документооборота. Также необходимо будет обновление товароучетного программного обеспечения, применяемого в программно- аппаратных комплексах. С бумажными накладными будет покончено.
– «Авангард» занимается контрольно-кассовой техникой уже 25 лет. Какие услуги вы можете предложить клиентам в свете новых требований?
– Мы долгие годы сотрудничаем с ведущими отечественными производителями высококачественной кассовой техники и готовы предоставить ритейлерам широкий спектр услуг и оборудования для обеспечения оборота маркированной продукции. Специалисты нашего сервисного центра профессионально проконсультируют клиентов, подберут и настроят соответствующее основное или дополнительное оборудование, обеспечат его обслуживание, помогут адаптировать уже имеющуюся технику, установят необходимое программное обеспечение, а также помогут с регистраций в системе маркировки. На всю продукцию есть необходимые сертификаты и гарантии. Во второй половине апреля мы планируем провести семинар на тему маркировки товаров, где подробно познакомим всех желающих с тонкостями работы в системе маркировки.
Больше о маркировке
Подробнее о маркировке Вы можете узнать от первых лиц отрасли на семинаре 28.05.2019 в г. Брянск